Образование:Формула образования

VI

Формула образования

Выработанная мною формула образования позволяет отмечать достоинства и недостатки всех образовательных систем мира, а также находить оптимальные варианты и технологии обучения.

Где о - освоение, m- творчество, в - внедрение, t - время. У- социальные и бытовые условия жизни ребенка, э - коэффициент экологизации разума: отношение духовного к материально-предметному в обучении, Сп- способности ученика.

Примечание:.f,т - знаки функции и интеграла.

В этой формуле задействованы слово, образ и мысль, поэтому она носит мировоззренческий (а не количественный) характер, - что очень важно для понимания специфики образовательных систем и выработки новых учебных инициатив. (!)

Например, традиционная российская система образования ориентирует учащихся на “усвоение пройденного материала”, - что требует пересказа текста учебников, повторений, запоминаний дат, формул и правил. Этот процесс физиологичен, поскольку тренирует только память, но она – физиологическая составляющая ума. К тому же, термин “усвоение материала” созвучен термину “усвоение пищи”, - что уравнивает функции желудка и мозга. Здесь нет и не может быть творчества, как не может быть следующего этапа - внедрения и реализации творческих идей, поскольку мозг ученика вынужден только копировать слова и мысли учебника. В нашей педагогике это называется, как уже говорилось, “усвоением пройденного материала”; подобное действие мы именуем образованием.

Традиционное, усвояющее образование не содержит ни один из элементов формулы - (1) (?!): но его также можно записать в виде формулы, только с одним компонентом, а именно:

f(Усв)= const; (2)

где Усв- усвоение пройденного материала, const – постоянная величина.

 

Примечание: “Усвоение, как известно, включает в себя учебный цикл “повторение пройденного + новая тема урока”. Формула созидающего образования, о которой идет речь, декларирует учебный цикл в направлении: “освоение - творчество - внедрение”, где “творчество” предполагает материализацию идеи – В.Б.

Проследим, как обстоят дела с образованием, скажем, в Америке или в Японии, если перепроверить учебный процесс формулой - (1)? В ней отсутствует понятие “усвоение”, но есть понятие “освоение” учебного материала, - что диктует совершенно иной подход к формам, методам и принципам обучения. Он не требует, например, пересказа учебника, вызовов к доске, бесконечных контрольных и проверочных, домашних заданий - всего того, что отупляет Разум и изматывает психику ребенка. Дети осваивают учебник в щадящем мозг, тело и душу режиме.

Тестирование западных и восточных систем образования по формуле (1) не будет говорить в их пользу, поскольку творчество (m) в учебном процессе подменяется игрой в творчество - эпизодичном написании рефератов, составления задач, разгадывании иллюстраций и другое. Внедренческий процесс (в) в этих системах отсутствует, поскольку отсутствует созидательное начало в обучении, поэтому формула образования для них принимает вид (отсутствуют (m) и (в)):

где o- освоение учебного материала, t - время. У- условия, Э - коэффициент.

Как видим, развития способностей ученика при одном “цикле” обучения, имя которому “освоение”, также не происходит: интеграл, как говорится “не работает”, ибо его нижняя и верхняя “границы” одинаковы.

Выше говорилось о дидактическом различии нашей и зарубежных образовательных систем (усвоение; oсвоение); национальное их отличие состоит в том, что в одних, например, странах больше уделяют внимания социальным и бытовым условиям жизни ребенка (У) - (Япония), в других - духовности в обучении (Франция, Америка): духовное превалирует над материально - предметным в школьных программах , в третьих - преобладает натурально - предметный фактор в обучении (любование природой) и т.д. Однако, это не спасает от тупикового развития существующие образовательные системы, поскольку мировоззренчески они ориентируют обучающуюся молодежь только на получение знаний, а не на улучшение действительности на основе полученных знаний. В результате выпускаем специалистов с психологией усвоистов и исполнистов, способных в лучшем случае отлично выполнять свои учебные и служебные обязанности, а не творцов и созидателей. Как видим, движения вперед на ниве просвещения не происходит, потому что остается незадействованным в процессе обучения созидательное начало в человеке: его творческий интеллект и воля.

Формула (1) ориентирует сознание ученика не только на освоение знаний, но еще на социально-полезные творческие дела и инициативы, что подкрепляется творческим и внедренческим циклами обучения. Это требует, прежде всего, переосмысления стратегии образования, отказа от традиционных форм, принципов и методов обучения (заявлены в концепции - В.Б.). Составляющих формулы - семь(!). Этого достаточно, чтобы учитель и ученик в полной мере раскрыли свои творческие возможности и проявили созидательную инициативу (точно так же семи цветов палитры или семи нот музыкального ряда достаточно художнику и музыканту, чтобы выразить все оттенки движения своей души).

P.S.1. С появлением в данной публикации формулы образования (I) можно уже говорить о создании педагогической науки, которая мировоззренчески и технологически позволяет дисциплинировать учебный процесс, и которой в истории педагогики до сих пор не было(достаточно прочесть раздел I: ”Великие об образовании” – В.Б.)

P.S.2 Устоявшаяся сегодня мода на “высокие технологии”, связанные с развитием науки и техники (компьютеризация, пейджинговая связь и пр.), как правило, носит прикладной характер. Считаю, что к высшим технологиям следует отнести технологии мировоззренческого порядка, меняющие сознание и психологию людей. Созидающее образование - одна из них.

P.S.3 Продолжая традиции романтизма в педагогической литературе, я хотел бы назвать данную публикацию Педагогической

поэмой –2”

19.10.2000г.

Вл. Букреев, педагог и ученый, автор фундаментальных открытий в астрономии, геофизике; палеогеографии.

-Далее-

©Copyright:Copy-Servis

Hosted by uCoz